Инклюзивное образование в Казанском торгово-экономическом техникуме позволяет:
- Повысить уровень социокультурной адаптации
- Сформировать положительное отношение к сверстникам, выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать потенциал развития и обучения
- Способствует гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам одногруппников, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству)
Воспитание толерантности как личного качества обучающихся ГАПОУ «Казанский торгово-экономический техникум» осуществляется через:
- Вовлечение студентов с ОВЗ в образовательный процесс;
- Создание активной поведенческой установки у студентов с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
- Умение превращать свои недостатки в достоинства.
Формы и методы воспитания в процессе формирования у студентов толерантного отношения к учащимся с ОВЗ:
- Классные часы; беседы; дискуссии;
- Игровые тренинги; коммуникативные тренинги; игровые и конкурсные программы;
- Коллективное творческое дело; поручения; волонтерское движение;
Научно-методическое сопровождение процесса формирования в образовательной организации толерантной социокультурной среды.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное обучение студентов Казанского торгово-экономического техникума с ОВЗ позволяет повысить уровень их социокультурной адаптации: сформировать положительное отношение к сверстникам, выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать потенциал развития и обучения. По отношению же к нормально развивающимся сверстникам, инклюзия способствует их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам одногруппников, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству).
Эффективными формами социальной инклюзии являются спортивные секции, разнообразные объединения, фестивали, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где студенты с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение.
Воспитание толерантности как личного качества у обучающихся осуществляется через создание социально-психолого-педагогических условий для развития студента с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:
- вовлечение студентов с ограниченными возможностями в образовательный процесс;
- создание активной поведенческой установки у студентов с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе;
- умение превращать свои недостатки в достоинства;
- изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вышеуказанное вовлечение студентов с ограниченными возможностями в наше общество.
Цель проведения работы по формированию толерантного отношения общества к студентам с ограниченными возможностями здоровья – сформировать у учащихся основные черты толерантной личности: уважение человеческого достоинства и индивидуальности.
Цель внеурочных мероприятий в группах
получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия;
понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей.
осознание подростком информации о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности.
Подросток сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы привлекается психолог, социальный педагог, ученые, искусствоведы и просто интересные люди.
Возрастные особенности студентов диктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения и воспитания, которые реализуются с помощью активных и интерактивных методик и технологий.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Мы обращаем внимание на достижение метапредметных результатов (освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др.)
В процессе формирования у студентов толерантного отношения общества к учащимся с ограниченными возможностями здоровья предполагается реализация таких форм и методов воспитания, как: классные часы; беседы; дискуссии; игровые тренинги; коммуникативные тренинги; культурно-массовые мероприятия; коллективное творческое дело; игровые и конкурсные программы; викторины, выставки, познавательные игры; беседа (в том числе эвристическая); пример; поощрение; создание социальных проб; убеждение (самоубеждение); игровые методы; требование; метод саморегулирования; метод воспитывающих ситуаций; метод соревнования; метод анализа деятельности и общения ребенка; поручения.